Главная \ Статьи \ 7 правил в списке лидера

7 правил в списке лидера

« Назад

01.06.2015 09:00

7 правил в списке лидера

Лидерами не становятся – лидерами рождаются.

Это мое главное убеждение, несмотря на то, что данное утверждение разбивают в пух и прах в современных статьях о лидерстве.

Я говорю о лидерстве в широком смысле, а не в смысле роли организатора и управленца.

Лидер, в широком его смысле, обладает качествами, которым невозможно научиться. Многие из этих качеств должны быть заложены при рождении, другие привиты в детстве.

Те, кто не рожден быть лидером – это псевдо-лидер или человек, овладевший мастерством лидера. Само состояние лидерства для таких людей является искусственно созданным. Псевдо-лидер или вынужден исполнять свою роль по сложившимся обстоятельствам, или пытается научиться быть лидером. Но лидерству, по-моему, никто научить не может, как нельзя научить смеяться или плакать. Это или есть, или его нет. Это в крови. И человек иначе вести себя не может ни среди других, ни находясь в одиночестве. Он просто такой есть,  и все тут.

Лидер и управленец – это не синонимы. Чтобы стать управленцем большого ума не надо. Достаточно быть назначенным на соответствующую позицию в компании - и ты уже управленец. И путей к этому много.

Даже умение повести добровольных последователей за собой (короля делает свита) – это тоже еще не лидерство. К тому же последователей среди современников может и не быть.

Сегодня в тройке по популярности обучающие семинары, тренинги, мастер-классы по теме «Лидерство-Переговоры-Продажи». Фабрика лидерства процветает и производство Лидеров как бы поставлено на конвейер. Лидерству хотят учить и желают учиться. А истинные лидеры все так же в дефиците:  86% из опрошенных 1767 экспертов (отчет ВЭФ) признают мировой «кризис глобального лидерства». Так можно ли выучиться быть лидером – вопрос остается риторическим.

Для лидера полученный на обучении инструментарий – как доспехи и оружие для рыцаря – это лишь средство, при помощи которого он реализует свои амбиции. Внутреннее содержание можно лишь  развить. Главное - было бы что развивать. Желающий же овладеть искусством лидерства получит  «оружие и доспехи», научится ими пользоваться, но никогда не станет Лидером, так и останется псевдо.

Тема лидера и лидерства сейчас слишком заклиширована, особенно для тех, кто «наобучался» и «натренировался» у тренеров и коучей. В общем, лидер и лидерство – это  широкие и многогранные понятия. Они глубже, чем представления о лидере, как об успешном руководителе пусть и крупной организации. И грани могут быть привлекательными, моральными и, наоборот, отталкивающими и аморальными.

Кто придумал термин «женское лидерство»? «Гендерная окраска», «время женщин», «пробиться в мире мужчин» - это примеры названий статей уважаемого мной и постоянно читаемого Harvard Business Review – Россия. Несомненно, есть гендерная окраска у лидерства, но это раздутые издержки глобализирующегося на основе постсовременных западных ценностей общества.

Лидером надо родиться, а инструментарий, умения и навыки – это все  приобретаемо. У лидера есть некий внутренний стержень, миссия и харизма. Как и всякие способности, лидерские качества проявляются еще в детстве. Лидеров не случайно начинают замечать и выделять  если не в детском саду, то в школе. Сколько раз мы слышали, что этот ребенок – лидер в классе, группе, или неформальный лидер. И никто этих маленьких лидеров еще не обучал, они ими просто являются…

Попытаюсь сформулировать свой «список» лидера (читай –руководителя, т.к. лидерство в широком смысле в данном случае не рассматриваем. В то же время, широкое складывается из узкого, поэтому этот список можно соотнести и с оригинал-лидером):

 

1.Этот человек должен быть высокоморальным. Общечеловеческие ценности не должны быть ему чужды. Он не «идет по трупам» ради своих целей. На первом месте  у него стоит благо людей.

 2. Лидер способен заразить своей идеей, повести за собой последователей (хотя бы одного), вдохновлять и поддерживать «боевой дух».

 3.Он харизматичен. «Заговори – и я скажу, кто ты». Лидер появился – всем сразу понятно, кто это.

 4.Лидер требователен. Прежде всего, к себе и потом уже ко всем остальным. Поставленная задача должна быть решена качественно и в срок.

 5.Зрелость. Умеет принимать решения (популярные-не популярные), отделяет важное-не важное. Несет ответственность за свои решения и действия.

 6. Широкий кругозор. Не тоннельное мышление и широкоформатное видение ситуаций.

 7. Владеет инструментарием. Знает современные теории и умеет необходимое применять.

 Как бы ничего нового.

Елена Бодяковская



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить